Вы
можете попробовать несколько очень простых экспериментов - чтобы немножко
научится тому, как можно научиться управлять собственным мозгом.
Подумайте о событии из прошлого, которое было очень приятным, - возможно, о
том, о котором вы давно не вспоминали. Задержитесь на мгновение, чтобы
вернуться к этому воспоминанию, - и убедитесь, что вы видите то, что видели,
когда это приятное событие совершалось. Можете закрыть глаза, если так проще.
Глядя на это приятное воспоминание, измените яркость изображения и отметьте,
как изменяются в ответ ваши чувства. Сначала делайте его все ярче и ярче.
Теперь делайте его все более и более тусклым, пока вы едва сможете различить
его.Теперь снова сделайте его ярче. Как это меняет ваше самочувствие? Всегда
есть исключения, но для большинства из вас, если вы сделаете картину ярче, -
ощущения усилятся. Увеличение яркости обычно увеличивает интенсивность
ощущений, а уменьшение яркости - обычно наоборот.
Сколь многие из вас когда-либо думали о возможности намеренно изменять яркость
внутреннего образа, чтобы иначе чувствовать себя? Большинство из вас просто
позволяют своему мозгу беспорядочно показывать вам любую картину на его выбор -
а вы в ответ хорошо или плохо себя чувствуете.
Теперь подумайте о неприятном воспоминании: что-то такое, о чем вы думаете, - и
это вызывает у вас неприятные эмоции. Теперь делайте картину все более и более
тусклой. Если вы достаточно сильно убавите яркость, она больше не будет вам
досаждать.
Яркость - одна из "субмодальностей" зрительной модальности.
Субмодальности - это универсальные элементы, которые можно использовать для
изменения любого зрительного образа, независимо от содержания. У слуховой и
кинестетической модальностей тоже есть субмодальности; но мы пока поиграем со
зрительными.
Яркость - это лишь один из многих параметров, которые можно варьировать. Прежде
чем мы перейдем к другим, я хочу поговорить об исключениях из правил обычного
воздействия яркости. Если вы сделаете картину такой яркой, что она смоет детали
и станет почти белой, - это скорее снизит, нежели увеличит интенсивность ваших
ощущений. В верхнем экстремуме связь обычно теряется. У некоторых людей связь в
большинстве ситуаций обратная, так что увеличение яркости снижает интенсивность
их ощущений. Некоторые исключения относятся к содержанию. Если ваша приятная
картина - это свет свечи, или сумерки, или закат солнца, то часть ее особого
очарования связана с тусклостью; если вы сделаете изображение ярче, ощущения
могут ослабнуть. С другой стороны, если вы вспомнили случай, когда вы боялись
темноты, то страх может быть связан с невозможностью увидеть, что там
находится. Если вы сделаете этот образ ярче и увидите, что там ничего нет, -
страх скорее уменьшится, а не увеличится. Так что исключения есть всегда, и
когда вы их исследуете, в них тоже появляется смысл. Какова бы ни была связь,
вы можете использовать эту информацию, чтобы изменить свои переживания.
А теперь вы можете продолжить эксперимент с варьированием других зрительных
элементов, чтобы выяснить, как можно сознательно изменять их для воздействия на
вашу реакцию. Вы можете менять: перспективу (точку зрения), размер, баланс
цветов или оттенков, очертания, расположение, расстояние, фокус, длительность,
движение (слайд-фильм) и т.д.
Вы чувствуете себя по-другому? Можете проделывать это в любое время! Я
поражаюсь тому, что некоторые делают это в точности наоборот. Подумайте, на что
была бы похожа ваша жизнь, если бы все свои приятные переживания вы вспоминали
как мутные, отдаленные, расплывчатые, черно-белые фотоснимки, зато все
неприятные - как ярко-цветные, близкие, панорамные, трехмерные фильмы. Отличный
способ впасть в депрессию и думать, что жизнь не стоит того, чтобы ее
проживать. У всех нас есть хорошие и плохие переживания; вся разница часто в
том, как мы их вспоминаем.
По книге Р. Бендлера "Используйте свой мозг для изменений"